Казахстан снова начал задерживать фуры российских грузоперевозчиков, что вызывает серьезные беспокойства среди транспортных компаний и бизнесменов, занимающихся международными грузоперевозками. С 1 июля 2023 года таможенные органы Казахстана начали активное применение новых правил, касающихся грузов, поступающих из стран Европейского Союза. Это решение было принято Министерством финансов Казахстана, которое пришло к выводу, что такие перевозки должны облагаться налогами.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) направила обращение в Министерство транспорта Казахстана 5 июля, в котором сообщила о проблемах, с которыми столкнулись российские перевозчики. В этом письме, подлинность которого подтвердили представители АСМАП, говорится о том, что российские грузовики задерживаются на территории Казахстана из-за введения новых ограничений. Более того, задержания происходят даже в казахстанских таможенных органах назначения после выгрузки товаров, что создает дополнительные трудности для логистики.
Эти действия Казахстана вызывают серьезные опасения, так как они мешают эффективному применению механизма перецепки и перегрузки, который был внедрен в России в октябре 2022 года. Тогда правительство России отреагировало на введенные европейскими странами ограничения, установив запрет на въезд европейских грузоперевозчиков на свою территорию. Вместо этого была разрешена перецепка и перегрузка товаров с фур европейских компаний на автомобили российских и белорусских перевозчиков на пограничных терминалах. Это позволило российским и белорусским компаниям осуществлять транзит грузов через Россию, а затем доставлять их в Казахстан.
Подобный механизм перецепки также был введен на границе между странами Европейского Союза и Беларусью с апреля 2022 года, что позволило минимизировать влияние санкций и ограничений на грузоперевозки в регионе. Однако новые ограничения со стороны Казахстана создают дополнительные проблемы для обратной загрузки полуприцепов, что затрудняет работу российских перевозчиков.
В результате, многие компании сталкиваются с задержками и увеличением затрат на логистику. Это также может привести к увеличению цен на товары, которые доставляются в Казахстан, поскольку дополнительные расходы на задержки и налоги могут быть перенесены на конечного потребителя. Более того, такая ситуация может негативно сказаться на торговых отношениях между Россией и Казахстаном, а также на общем состоянии экономики в регионе.
Важно отметить, что Казахстан, как страна, расположенная на пересечении важных торговых путей, играет ключевую роль в международной логистике. Поэтому любые изменения в таможенной политике и правилах грузоперевозок могут иметь далеко идущие последствия. Эксперты предполагают, что в условиях текущих политических и экономических реалий, Казахстан может продолжить ужесточение контроля за грузоперевозками, что в свою очередь может привести к ухудшению отношений с Россией.
Таким образом, ситуация требует внимательного мониторинга и активного диалога между всеми участниками процесса, включая государственные органы, транспортные компании и бизнес-сообщество. Важно искать пути для оптимизации логистических процессов и минимизации негативных последствий, чтобы обеспечить стабильность торговых потоков в регионе.