Правила и требования к упаковке грузов
Первые вопросы, с которыми сталкивается участник ВЭД (внешнеэкономической деятельности), при общении с международным грузоперевозчиком и представителями таможни — что везете и какая тара? Для этого, конечно, есть причины. Тара (или упаковка) для конкретного груза должна строго соответствовать, предъявляемым к ней, требованиям и правилам. Выполнение их необходимо для беспроблемного прохождения через таможню. Сейчас производится достаточно большое разнообразие тары и оберточных материалов — есть из чего выбрать.
Виды упаковки
Вся используемая сегодня упаковка классифицируется по четырем основным признакам:
- По кратности использования: одноразовая (однооборотная) - картонные и жестяные коробки, бумажные и полиэтиленовые мешки, термоусадочная пленка, вакуумная упаковка, оберточные материалы и пр. Многооборотная — различается по принадлежности: а) общего использования, б) для предприятий общественного питания, в) инвентарная (тара поставщика);
- По жесткости: жесткая — деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая. Полужесткая — картонная, плетеная, пластиковая. Мягкая — тканевая, бумажная, пластиковая;
- По виду материала: деревянная, металлическая, стеклянная, керамическая, картонно-бумажная, пластмассовая, комбинированная;
- По специализации: универсальная - ящики, мешки, коробки; специализированная — канистры, газовые баллоны; потребительская — разовая первичная тара: банки, тубы, пакеты, стаканы, канистры.
Крупногабаритные товары могут ехать без упаковки (или обернутыми в термоусадочную пленку), прикрепленными к полу.
Пример упаковывания термоусадочной пленкой
Использование для транспортировки паллет (поддонов) значительно сокращает время погрузочно-разгрузочных работ и сохранность товара. Некоторые грузы, уложенные на паллеты, дополнительно укрепляют крепежными лентами, пленками или деревянной обрешеткой.
Согласно письму Россельхознадзора от 24 июня 2016 г. № ФС-ЮШ-3/11490 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в древесной упаковке, должностные лица таможенных органов направляют такие товары на фактический контроль в Россельхознадзор. Во избежании отбора проб с деревянных паллет, они должны быть профумигированы и иметь подтверждающие клеймо.
При использовании любого вида упаковки грузов необходимы также различные вспомогательные материалы:
- элементы крепежа и защиты грузов (уголки картонные, скобы, пряжки, уголки пластиковые);
- проволока (гвоздильная, вязальная);
- захваты различных типов;
- канаты;
- крюки и пр.
Официальные документы — о требованиях к упаковке
Не существует единого документа, где были бы собраны все требования. О правилах упаковки можно прочитать в следующих документах:
- ГОСТ Р 51121-97 — Приложение А — Перечень государственных стандартов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров.
- ГОСТ Р 51074-2003 — Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
- Технический регламент Таможенного союза “О безопасности упаковки” (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу с 01.07.2012 г., устанавливает требования к упаковке, которая является готовой продукцией и обращается на рынке Таможенного союза, как отдельный товар.
- Основные правила интерпретации ТН ВЭД РФ № 5 определяют классификацию и таможенное оформление упаковок, являющихся неотъемлемой частью товара: футляры музыкальных инструментов, фото-аппаратуры, ружей, ожерелий.
- Устав автомобильного транспорта РСФСР и Правила перевозки грузов автомобильным транспортом определяют требования к упаковке и ответственность грузоотправителя.
- Международный кодекс морской перевозки опасных грузов.
- Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР.
Перечень фактических общих требований к упаковке грузов
Тарные и штучные грузы, предъявляемые к перевозке грузоотправителем, должны иметь транспортную упаковку, удовлетворяющую следующим требованиям:
- Грузы для международной перевозки, должны иметь исправную тару и упаковку, которая в свою очередь должна быть чистой, сухой, без внешних повреждений и доступа к содержимому;
- Характер упаковки должен соответствовать содержимому груза его массе, и обеспечивать сохранность содержимого внутри упаковки;
- Отдельные единицы груза не должны быть связаны между собой, должны легко отделяться для проведения проверки;
- Внутритарные вложения должны быть уложены плотно, и не содержать пустот.
- Упаковка (при повторном использовании) не должна носить следов старой маркировки груза и манипуляционных знаков, не соответствующих настоящим вложениям;
- Запрещается упаковка обычных грузов в коробки (тару) с маркировкой опасного груза;
- Упаковка в одну коробку (тару) опасных грузов вместе с какими-либо другими грузами также запрещается;
- Опасные грузы должны иметь специальную сертифицированную тару;
- Упаковка грузов, требующих особые условия хранения и перевозки, должны содержать соответствующую маркировку, манипуляционные знаки и предписывающую инструкцию по обращению с ними;
- Грузы в стеклянной таре и изделия из стекла принимаются плотно упакованными в деревянные ящики;
- Ценные грузы передаваемые к перевозке, должны иметь опломбированную упаковку. Ненарушенная пломба должна иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений, № пломбы отражается в сопроводительной документации;
- Грузы в мягкой (непрочной), ветхой или нарушенной упаковке, не обеспечивающей сохранность и целостность содержимого при перевозке, для международной транспортировки не принимаются;
- Опасные (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и радиоактивные) грузы, грузы с содержанием наркотических и психотропных веществ, а также грузы, оборот которых запрещен на территории РФ, для перевозки обычными средствами не принимаются;
- Упаковка неопасных грузов с особыми свойствами (например, музыкальных инструментов, металлических труб) должна быть организована таким образом, чтобы при обычных мерах обращения (перевозке, погрузке-разгрузке и т.д.) обеспечивалась его сохранность, а также исключалась возможность повреждения другого груза. Требования, предъявляемые к упаковке груза, могут иметь отличия, зависящие от вида транспорта, которым осуществляется перевозка.