пн-пт: 9:30-18:30
Оставить заявку на расчет

Ru / En / Cn

RU
Звоните
Пн-пт: 9:30-18:30
RU
15.02.2018

Оспаривание корректировки таможенной стоимости в Российском суде

Главной отличительной особенностью российской таможни (и стран СНГ) от западно-европейской и американской является её цель - наполнение бюджета страны. Да, не защита отечественного потребителя от некачественного товара, не защита родного производителя от конкурентов, а взимание максимального количества денежных средств в виде таможенных сборов. Благодаря отечественным таможенным правилам таможенные платежи составляют от 35 до 48 % доходной части федерального бюджета. Одна из ключевых величин для расчета таможенных  пошлин - таможенная стоимость товаров. Поэтому органы таможенного контроля стараются завышать цены на импортный товар для увеличения объема таможенных выплат. В Соглашении Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года  предусмотрено 6 способов ее исчисления. Их подробное описание можно найти в Приложении

№1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товара.

Возможные решения таможенных органов

После рассмотрения таможенной декларации и всех, предоставленных участником ВЭД, документов таможенный орган может:

  1. полностью согласиться с заявленной таможенной стоимостью;
  2. скорректировать  таможенную стоимость до выпуска товаров;
  3. выпустить товар, а спустя некоторое время потребовать доплату.

Перед принятием того или иного решения декларируемая цена договора проходит экспертизу с помощью секретной и “очень эффективной” системы управления рисками (СУР).  Импортеры, удивленные и возмущенные решением местных таможенных властей увеличить расчетную таможенную стоимость  их сделки, вынуждены обращаться в суд или вышестоящий таможенный орган.

Особенности арбитражного  процесса

При рассмотрении споров об увеличении таможенной стоимости товаров суды, в частности,  обязаны опираться на разъяснения Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

Необходимость появления  документа вызвана большим 
 количеством обращений в арбитражный суд по данному вопросу и трудности их разрешения. Решения Пленума Верховного суда РФ подтверждают декларацию о презумпции невиновности гражданина перед государством, согласно которой предоставленная информация  считается достоверной пока её достоверность не опровергнута. Однако некоторые пункты разъяснений  вызывают недоумение:

  1. В п.9 Пленума говорится: “...от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров … разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота». Выходит, что участник ВЭД всегда должен быть готов к обвинению в занижении стоимости товара и не надеяться на п.6 Пленума, согласно которому обязанность по опровержению достоверности предоставленной информации лежит на таможенном органе. А обязанности суда проанализировать доказательства таможни, предложить импортеру предоставить свои доказательства, если он хочет, и вынести решение. Вместо этого суд, в соответствии с решениями Пленума, предлагает декларанту самому себя защищать.
  2. В п. 10 Пленума ВС РФ говорится, что если декларант не предоставил дополнительную информацию, обосновывающую таможенную стоимость, по объективным причинам, то решение о корректировке не может быть принято. Выходит, что в случае , если декларант считает, что все необходимые документы уже предоставлены и он больше ничего не должен объяснять (а только имеет на это право) и субъективно занимается своей  текущей работой, то суд вправе вынести решение на основе имеющихся документов. А таможенный орган только наблюдает. Кому выгодна такая ситуация - понятно.
  3. В п. 11 оговаривается, что новые доказательства от участника ВЭД  принимаются судом  только в том случае, если у него не было объективной возможности предоставить их таможенному органу до вынесения решения о корректировке. Иными словами, если декларант имел дополнительные документы, но вовремя не передал их таможенному органу, то он не может предоставлять эти документы в суд. Приходит мысль, что препятствия создаются искусственно, ведь доказать объективную трудность в добывании дополнительной информации не всегда просто доказать.
  4. В п. 7 Пленума ВС РФ говорится о том, что обвинительными доказательствами от таможенных органов могут служить информация из:

    • базы данных (читай СУР);
    • официальных документов;
    • открытых источников;
    • каталогов.

    Создается абсурдная ситуация: декларант предоставляет документы по конкретной сделке, таможенный орган не верит этим документам и берет за основу любой каталог похожего товара и делает вывод о корректировке  таможенной стоимости. Суды считают, что так - правильно.

                                                            

Выводы

Предпринимателям, ввозящим товары на территорию российских таможенных органов, необходимо заранее запастись всеми возможными документами (помимо необходимых) и быть готовым аргументировано и грамотно отстаивать свою правоту в судах.

Вас также может заинтересовать
20.09.2018
С сентября ФТС сможет оспорить в суде любую сделку и даже добиться ликвидации фирм, нарушающих закон. В результате данного нововведения таможня получит право препятствовать появлению компаний-однодневок и незаконному выводу финансовых средств заграницу.
23.10.2017
Начало торгового бизнеса с китайским поставщиком вместе с привлекательной коммерческой выгодой сулит и большие риски. В отличие от западного бизнесмена, торговец из Поднебесной обещает золотые горы: демонстрирует лучшие образцы, сулит наилучшие условия поставки, самые качественные комплектующие и пр. На деле же, зачастую, не выполняет большую часть обещанного и считает такое поведение нормой.
10.11.2017
Как отличить высококачественный и безопасный товар от изделий сомнительного происхождения? Один из способов отделения одного от другого — маркировка качественной продукции и документов к ней отличительными знаками.