Оспаривание корректировки таможенной стоимости в Российском суде
Главной отличительной особенностью российской таможни (и стран СНГ) от западно-европейской и американской является её цель - наполнение бюджета страны. Да, не защита отечественного потребителя от некачественного товара, не защита родного производителя от конкурентов, а взимание максимального количества денежных средств в виде таможенных сборов. Благодаря отечественным таможенным правилам таможенные платежи составляют от 35 до 48 % доходной части федерального бюджета. Одна из ключевых величин для расчета таможенных пошлин - таможенная стоимость товаров. Поэтому органы таможенного контроля стараются завышать цены на импортный товар для увеличения объема таможенных выплат. В Соглашении Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года предусмотрено 6 способов ее исчисления. Их подробное описание можно найти в Приложении
№1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товара.
Возможные решения таможенных органов
После рассмотрения таможенной декларации и всех, предоставленных участником ВЭД, документов таможенный орган может:
- полностью согласиться с заявленной таможенной стоимостью;
- скорректировать таможенную стоимость до выпуска товаров;
- выпустить товар, а спустя некоторое время потребовать доплату.
Перед принятием того или иного решения декларируемая цена договора проходит экспертизу с помощью секретной и “очень эффективной” системы управления рисками (СУР). Импортеры, удивленные и возмущенные решением местных таможенных властей увеличить расчетную таможенную стоимость их сделки, вынуждены обращаться в суд или вышестоящий таможенный орган.
Особенности арбитражного процесса
При рассмотрении споров об увеличении таможенной стоимости товаров суды, в частности, обязаны опираться на разъяснения Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
Необходимость появления документа вызвана большим количеством обращений в арбитражный суд по данному вопросу и трудности их разрешения. Решения Пленума Верховного суда РФ подтверждают декларацию о презумпции невиновности гражданина перед государством, согласно которой предоставленная информация считается достоверной пока её достоверность не опровергнута. Однако некоторые пункты разъяснений вызывают недоумение:
- В п.9 Пленума говорится: “...от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров … разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота». Выходит, что участник ВЭД всегда должен быть готов к обвинению в занижении стоимости товара и не надеяться на п.6 Пленума, согласно которому обязанность по опровержению достоверности предоставленной информации лежит на таможенном органе. А обязанности суда проанализировать доказательства таможни, предложить импортеру предоставить свои доказательства, если он хочет, и вынести решение. Вместо этого суд, в соответствии с решениями Пленума, предлагает декларанту самому себя защищать.
- В п. 10 Пленума ВС РФ говорится, что если декларант не предоставил дополнительную информацию, обосновывающую таможенную стоимость, по объективным причинам, то решение о корректировке не может быть принято. Выходит, что в случае , если декларант считает, что все необходимые документы уже предоставлены и он больше ничего не должен объяснять (а только имеет на это право) и субъективно занимается своей текущей работой, то суд вправе вынести решение на основе имеющихся документов. А таможенный орган только наблюдает. Кому выгодна такая ситуация - понятно.
- В п. 11 оговаривается, что новые доказательства от участника ВЭД принимаются судом только в том случае, если у него не было объективной возможности предоставить их таможенному органу до вынесения решения о корректировке. Иными словами, если декларант имел дополнительные документы, но вовремя не передал их таможенному органу, то он не может предоставлять эти документы в суд. Приходит мысль, что препятствия создаются искусственно, ведь доказать объективную трудность в добывании дополнительной информации не всегда просто доказать.
-
В п. 7 Пленума ВС РФ говорится о том, что обвинительными доказательствами от таможенных органов могут служить информация из:
- базы данных (читай СУР);
- официальных документов;
- открытых источников;
- каталогов.
Создается абсурдная ситуация: декларант предоставляет документы по конкретной сделке, таможенный орган не верит этим документам и берет за основу любой каталог похожего товара и делает вывод о корректировке таможенной стоимости. Суды считают, что так - правильно.
Выводы
Предпринимателям, ввозящим товары на территорию российских таможенных органов, необходимо заранее запастись всеми возможными документами (помимо необходимых) и быть готовым аргументировано и грамотно отстаивать свою правоту в судах.